БРЕНД НА СТРАЖЕ ИМИДЖА.

БРЕНД НА СТРАЖЕ ИМИДЖА.
БРЕНД НА СТРАЖЕ ИМИДЖА.
БРЕНД НА СТРАЖЕ ИМИДЖА.
БРЕНД НА СТРАЖЕ ИМИДЖА.
Фото: i.mycdn.me
Уэленская косторезная мастерская основана 14 ноября 1931 года жителями Уэлена – первым коммунистом села ТЭгрынкеу и его братом Вуквутагиным. У Тэгрынкеу родилась мысль создать в Уэлене косторезную мастерскую, а Вуквутагин сумел убедить лучших мастеров пойти работать в «косторезку». Будучи искусным резчиком по кости, он стал художественным руководителем мастерской, объединившей большую группу чукотских и эскимосских резчиков и гравёров – главным образом тех, кто в силу возраста или состояния здоровья уже не мог активно участвовать в морской охоте. В 1937 году работы уэленцев впервые экспонировались в Москве, в Третьяковской галерее. В 1970-1980-х годах в мастерской работал едва ли не каждый третий житель Уэлена. Для выставки «Живой источник», которая пройдёт в сентябре в московском Манеже и будет приурочена к 125-летию I российской выставки-ярмарки народных промыслов, уэленские косторезы сделают копии работ старых мастеров. Среди тех, кто стоял у истоков создания мастерской - член Союза художников РСФСР, заслуженный художник РСФСР, лауреат премии имени И. Е. Репина Иван Сейгутегин (1939-2010) (слева) и член Союза художников СССР, заслуженный резчик РСФСР, кавалер ордена Ленина Вуквутагин (1898-1968). Олег ЧЕСНОКОВ Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Специальный фирменный товарный знак появится на изделиях Уэленской косторезной мастерской. Такой шаг вызван тем, что на рынке изделий из кости зачастую стали появляться низкокачественные работы-подделки, подписанные именами уэленских мастеров. О том, какими заботами живёт сегодня всемирно известная «косторезка», отметившая в минувшем году своё 85-летие, нам рассказал директор автономного учреждения культуры Чукотского АО «Центр развития народных художественных промыслов «Уэленская косторезная мастерская» Анатолий ОСЬКИН. ШТАТ ВЫРОС ВДВОЕ Последние три года штат косторезов в мастерской составлял всего три человека. Но в конце 2016 года нам увеличили финансирование, что позволило включить в штат уже шесть мастеров-косторезов, – рассказывает Анатолий Оськин, уточнив, что с 2010 года порядка 20 резчиков работали с мастерской по договорам. – Всё это время подтверждали своё мастерство высокохудожественными произведениями наши ветераны Андрей Сейгутегин, Татьяна Печетегина, Василий, Максим и Марина Эргиро, Игорь Гырголь, Олег Аляпаак, Андрей Тагьёк, Татьяна и Евгений Эйнес, Николай Эчьек, Александр Игнатовский. Всё больше заявляют о себе и молодые художники, такие, как Владимир Нинель, сын и дочь бывшего директора мастерской Валерия Ныпевги – Ксем и Александра, а также Сергей Комиссаров, Роман Кейнон и многие другие. За хорошими произведениями следует и признание. В 2015 году работа «Отлов оленя», вышедшая из-под резца Андрея Сейгутегина (гравировка Игоря Гырголя), признана жюри лучшей на творческом смотре-конкурсе косторезного искусства народов Севера в Якутске в номинации «Сюжетная композиция» и удостоена Гран-при. Владимир Нинель занял первое место в 2016 году на Всероссийском конкурсе «Молодые дарования» в номинации «Сохранение традиций народного творчества». А на Всероссийском конкурсе «Ладья – зимняя сказка», прошедшем в декабре прошлого года в Москве, второго места удостоился Евгений Эйнес. Это далеко не полный перечень побед уэленцев за последнее время. В ближайшие планы уэленских косторезов входит участие в большой выставке «Живой источник», которая пройдёт в сентябре в московском Манеже и будет приурочена к 125-летию I российской выставки-ярмарки народных промыслов. Уэленцам предложили сделать для неё сразу 10 работ. КОПИРУЕМ КЛАССИКУ Это очень большой объём, – поделился Анатолий Оськин. – Мы отобрали в нашем музее самые известные работы, и каждый из мастеров получил задание сделать их копии для выставки. Среди них произведения Вуквола, которому в 1937 году на первой подобной в СССР выставке доверили оформлять портал народов Севера. Кроме того, мы отобрали работы первых уэленских мастеров, стоявших у истоков создания мастерской. Так, Александр Игнатовский выполнит классически сюжет – «Вытаскивание байдары во время шторма». Будут и авторские вещи. Марина Эргиро по мотивам книги Нефёдкина «Военное дело чукчей» сделает свежие работы. Есть идея использовать образы из альбома Азата Минакаева, который был главным художником в магаданском драмтеатре и художником по костюмам в постановке Эргырона «Дочь пурги». – Закупки сырья, необходимого для воплощения в жизнь этих планов, уже произведены, средства на эти цели выделены из окружного бюджета, – продолжает Анатолий Александрович. – Часть сырца отложили на 2018 год. В целом увеличение финансирования мастерской помогло разобраться, что мы можем сделать по разным направлениям, например в части обеспечения оборудованием, проведения ремонта здания и коммуникаций. Кстати, зданию мастерской действительно необходим достаточно основательный ремонт. РУКУ «ПОСТАВИЛА» ПРИРОДА Нам необходимо сохранять преемственность поколений, – считает директор мастерской, – Старики постепенно уступают свои позиции, молодёжь рвётся в бой, хотя у них нет ещё того качества, художественности образов, традиционности, как у старых мастеров. Дают знать о себе новые веяния, появляются новые приёмы, темы и образы, отличные от традиционных. Мы стараемся идти в ногу со временем. Неслучайно в здании мастерской работает отделение косторезного искусства Детской школы искусств села Лаврентия, где занимаются около двух десятков ребят в возрасте от 10-12 до 14-16 лет. Они не просто смотрят на музейные экспонаты, изделия старых мастеров, но и обсуждают их, пишут тематические рефераты. Но самое главное – ребята сами пробуют резать. Мы смотрим, оцениваем, предлагаем им поработать в музее, нарисовать графические эскизы работ, попытаться внести поправки, предложить свои варианты. Есть ребята, у которых от рождения, что называется, «рука поставлена». Например, у того же Нинеля от природы хороший глаз, он прекрасно копирует старых мастеров. ГРИМАСЫ РЫНКА Специалисты в последнее время всё чаще отмечают, что истинных мастеров-косторезов и в целом по стране остаётся всё меньше. Соответственно уходят в небытие традиции народных промыслов, а среди выставляемых вещей появляется много низкопробных изделий. – Уж на что Архангельск всегда славился резьбой по бивню мамонта, но и там мастеров, известных всему миру своими прорезными иконами, осталось мало. У молодёжи, пришедшей на смену старым мастерам, главным становится денежный интерес. Отсюда и «китч» – на потребу рынку, – констатирует Анатолий Оськин. – Более того, Камчатка, а иногда и Магадан, просто скупают работы чужих мастеров, выдавая потом их за свои. А бывает ещё хуже: в Магадане на откровенно слабые работы местных косторезов ставят ценники с фамилиями наших известных мастеров и названием нашей мастерской. Так, Василий Эргиро на одной из выставок увидел под подобной «халтурой» свою фамилию. Это же серьёзный удар по авторитету мастера, по авторитету самой мастерской. Именно поэтому уэленские косторезы собираются наносить на свою продукцию фирменный товарный знак. Также на изделии будут указываться имена мастера-костореза и мастера-гравёра. СЫРЬЕВОЙ ДИСБАЛАНС Ещё одна проблема, с которой сегодня сталкивается Уэленская косторезкая мастерская, – трудности с приобретением сырья. – Сырьё является основой деятельности мастерской, и мы хотим добиться признания его национальным богатством Чукотки и планировать его продажу на уровне округа. Именно так поступили в Якутии с костью мамонта, – комментирует Анатолий Оськин. – Это воспрепятствует уходу кости за границу. Например, в Китай, который наше сырьё не использует, а перепродаёт его за гораздо большие деньги в страны Юго-Восточной Азии и Индию. Мы же сегодня вынуждены искать кость любыми путями. Иногда косторезам даже приходится закупать сырьё за собственные средства. Ещё одна проблема – цена сырья. По словам директора мастерской, морзверобои подчас выставляют такой ценник на клык, что себестоимость готовых работ переваливает за 100 тысяч рублей. Между тем раньше они сдавали сырьё округу, а затем Уэлен мог приобретать его по разумным ценам. – Да, мы понимаем, что сейчас это собственность общин, их дополнительный доход. Но ведь Уэленская мастерская – та же община, где работают жители округа, – говорит Анатолий Александрович. – На мой взгляд, необходим чёткий учёт сырья на нашем внутреннем рынке и грамотное распределение его по мастерам, способным создавать настоящие произведения искусства, которые тоже будут работать на имидж Чукотки. А ещё, по словам Анатолия Оськина, необходимо обновить материально-техническую базу мастерской, приобрести современное малопыльное оборудование. – То, что есть сегодня – уже снято с производства и из-за отсутствия запчастей фактически не подлежит ремонту. К тому же для работы с таким оборудованием требуется мощная вытяжка, при подключении которой отключается электроэнергия, поскольку мощности ДЭС не хватает, – объяснил директор. – Кроме того, нужно решать вопрос с зарплатами косторезов. Сегодня ставка мастера не превышает пяти с небольшим тысяч рублей. С учётом доплаты на руки он получает всего около 30 тысяч рублей в месяц. Необходимо довести зарплату тем, кто имеет профессиональное образование, хотя бы до 50 тысяч рублей. Тогда у молодёжи появится стимул к учёбе, а мы сможем обеспечить преемственность поколений и сохранить косторезное искусство. Кстати В этом году косторезам добавил хлопот случившийся в Уэлене пожар в здании администрации и последовавшее за ним «великое переселение». В помещениях мастерской сегодня временно размещены «погорельцы» – Центр соцзащиты, почта, администрация села, музыкальная школа, музей. С другой стороны, пожар в какой-то степени пошёл на пользу мастерской: в переехавшие организации по делам заходит много людей. Заодно они попадают в выставочный зал мастерской, где знакомятся с замечательными работами уэленских мастеров. Источник: http://www.ks87.ru/82/6694.html
 
По теме
По данным "Чукотского УГМС", 28 марта прогнозируется северный ветер 2 - 7 м/с, с усилениями до 14 м/с, на побережьях Восточно-Сибирского и Чукотского морей порывы будут достигать 20 м/с, поземок.
В селе Сиреники сотрудники уголовного розыска МОтд МВД России «Провиденское» в ходе реализации оперативных сведений раскрыли кражу мобильного телефона и хищения денежных средств путем перевода.
Бывший Первый заместитель Главы Администрации городского округа Анадырь признан виновным в превышении должностных полномочий при приватизации муниципальных жилых помещений - Следственный комитет Собранные отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чукотскому автономному округу доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинител
Следственный комитет
ФОТО: ВАДИМ МАТВЕИЧЕВ - Газета Крайний Север Нелли ХАЛГИНОВА halginova@ks.chukotka.ru Одним из базовых факторов защищённости северян определена доступность медицинской помощи, и этому вопросу,
Газета Крайний Север
24 марта, во всем мире отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом, призванный повысить осведомленность о проблеме туберкулеза и мобилизации усилий по ликвидации глобальной эпидемии этого заболевания.
Роспотребнадзор