Автор: Андрей Носков. Posted in Новости
Комитет по бюджету Думы Чукотского автономного округа провёл 18 ноября публичные слушания по проекту окружного бюджета 2017 года и на плановый период 2018 – 2019 годы.
Открывая слушания, председатель Комитета Михаил Андреев подробно ознакомил собравшихся с итогами парламентских слушаний по проекту федерального бюджета, которые прошли 8 ноября в Совете Федерации в Москве.
Начальник Управления экономики Департамента финансов и экономики Лилия Шадрина в своём выступлении остановилась на том, что разработка проекта бюджета округа на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годы опиралась на консервативный вариант развития экономики. У нас наблюдается положительная динамика по объёму строительных работ, по добыче серебра и угля, по объёму инвестиций в основной капитал, по объёму платных услуг населению, одновременно произошло уменьшение числа безработных и в целом снижение уровня безработицы в округе, отмечено снижение роста инфляции. При этом на добыче золота, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, обороте розничной торговли отмечено снижение показателей.
Объём валового регионального продукта в регионе в 2014 году составил 56,6 млрд. руб., увеличение составило 14,9%, в 2015 году объём ВРП составил 64 млрд. руб., в 2019 году объём ВРП возрастёт до 90 млрд. руб. за счёт добычи полезных ископаемых и реализации крупных инвестиционных проектов.
В текущем году по добыче золота отмечается отрицательная динамика в связи с плановой остановкой ЗИФ на месторождении «Майское» и снижением содержания золота в руде у крупных золотодобывающих предприятий «Купол», «Двойное» и «Валунистое». Тем не менее, ежегодно планируется добывать порядка 30 тонн золота.
Отмечен рост добычи угля. Начата добыча угля на крупном месторождении «Фандюшкинское поле». Добываемый уголь планируется эскпортировать большей частью в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что даст Чукотке дополнительные доходы, но будет он добываться и для нужд округа.
Что касается сельского хозяйства, то в 2016 году объём его продукции составит 1 млрд. 168 млн. руб., и на планируемый период прогнозируется его ежегодное увеличение и в 2019 году объём продукции сельского хозяйства составит 1 млрд. 328 млн. руб. Прогнозируется рост объёма инвестиций до 18 – 24 млрд. руб.
В среднесрочном периоде заработная плата номинально оценивается с ростом ежегодно на 5,6%, в реальном выражении – с ежегодным остом в среднем на 1,8%. Средний размер пенсии в 2017 году оценивается с ростом на 7%, в 2018 – 2019 годах рост пенсии составит 5% ежегодно.
Начальник Департамента финансов Алеся Калинова подчеркнула, что доходы окружного бюджета на 2017 год прогнозируются в сумме 26 млрд. руб., доходы на 2018 год планируются в сумме 28,4 млрд. руб., на 2019 год – 25,2 млрд. руб. Собственные доходы региона составят 51%, или 13,2 млрд. руб. Расходы окружного бюджета в 2017 году составят 24,2 млрд. руб., на 2018 год – 27 млрд. руб., на 2019 год – 23,8 млрд. руб. В округе действуют 20 государственных программ.
Основная доля расходов приходится на социальную сферу, на реализацию национальной политики и на сферу ЖКХ. В рамках исполнения майских Указов Президента РФ в 2017 году планируется направить на увеличение заработной платы 380 млн. руб. На все три года окружной бюджет сформирован с профицитом: в 2017 году он составит 1,8 млрд. руб., в 2018 году – 1,2 млрд. руб., в 2019 году – 1,4 млрд. руб.
Он будет направлен на погашение долговых обязательств округа по сокращению государственного долга. На 1 января 2017 года госдолг Чукотки составит 11,3 млрд. руб. В течение трёх лет размер госдолга планируется снизить на 3,7 млрд. руб., и на 1 января 2020 года размер госдолга спрогнозирован в размере 7,6 млрд. руб.
Планируется единовременная денежная выплата ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным репрессированным гражданам.
Начальник Департамента социальной политики Евгений Подлесный сказал, что общий объём финансового обеспечения запланирован с увеличением и составит в 2016 году 4,8 млрд. руб. (при этом 3 млрд.753 млн. руб. – средства окружного бюджета), в 2017 году – увеличение расходов планируется на 15% (4млрд. 319 млн. руб.) По программе «Социальная поддержка населения» общий объём средств на её реализацию в 2016 году составляет 1 млрд. 593 млн. руб., в 2017 году – 1 млрд. 522 млн. руб.
Всего действуют 11 подпрограмм. Продолжится укрепление материально-технической базы здравоохранения. Будет продолжено приобретение санитарного автотранспорта, в том числе и вездеходного, чтобы каждая райбольница имела собственный трэкол в медицинском исполнении, будет обновлён и парк скорой помощи.
Мы полностью завершим обеспечение больниц цифровой рентгенаппаратурой, включая все сёла, чтобы проводить раннюю диагностику туберкулёза и онкологии, заболевания и смертность по которым у нас ещё остаются высокими. Намерены мы взять в лизинг на 10 лет санитарное воздушное судно (вертолёт Ми-8). Зарезервированы у нас средства на реконструкцию Чаунской райбольницы и на повышение заработной платы медработникам. Вышли мы на положительную динамику по младенческой смертности.
В основном дети погибают от внешних причин (на пожарах, от действий родителей). Из 11 погибших в текущем году детей до годового возраста пятеро погибли по не медицинским причинам. Нам необходимо продолжать работать на снижение смертности от туберкулёза (в текущем году умерло 9 человек от этой болезни, нам нужно усилить в этом отношении первичную медико-санитарную помощь, проводить качественные медосмотры, восстанавливать противотуберкулёзные диспансеры, для чего необходимо решить проблему кадров с фтизиатрами, которых нам очень не хватает), от болезней системы кровообращения, работать над повышением продолжительности жизни людей (за 10 лет нам этот показатель удалось увеличить с 55 до 63 лет, но работу эту надо продолжать).
Мы продолжаем проводить медобследование оленеводов в тундре. Запланировано строительство больницы в Омолоне, предстоит завершение проектирования капитальной реконструкции больницы в Провидения. На всё это предстоит затратить значительные средства. Так, например, в 500 млн. руб. оценивается реконструкция Чаунской больницы. Что касается приобретения жилья детям-сиротам, здесь главная проблема заключается в том, что у нас практически отсутствует рынок жилья при высокой потребности в жилье, особенно в селе. Как бы то ни было, но работу в этом направлении мы ведём.
Ведётся большая работа по обеспечению санаторно-курортных лечением оленеводов, все, кто хотел, выехали на лечение в Талую.
Начальник Департамента образования, культуры и спорта Андрей Боленков остановился на том, что в первую очередь Департамент работает над исполнением майских Указов Президента РФ по повышению заработной платы педагогам и работникам культуры, а также над обеспечением информатизации сферы образования и увеличением библиотечного фонда школ. В целом бюджет направлен на стабильное функционирование сферы образования, культуры, спорта и туризма, на создание условий для повышения качества и доступности образования, на развитие системы непрерывного профессионального образования, на развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия округа, обеспечение единого культурного пространства и доступности культурных ценностей.
Если говорить о проекте гонки на собачьих упряжках от Камчатки до Чукотки, то он весьма затратный, и требует изначально значительной предварительной чисто технической подготовки. В 2017 году мы будем работать над созданием маршрута с местами стоянок, с точками отдыха, и лишь потом уже приступать к отработке самого механизма гонок, привлекая для этого спонсоров и бизнес-структур.
Говоря о литературе и об учебниках на национальных языках, мы будем издавать и переиздавать книги на языках народов Чукотки. Уже успешно реализованы проекты по изданию учебников чукотского языка для 1 – 2 классов. Чтобы реализовать программу обучения в школах в одну смену, мы будем строить новую школу в Анадыре, где существует проблема с нехваткой мест в школах: город растёт и наполняется детьми. Необходимо строительство отдельного здания школы в Лорино, где стабильно высокая рождаемость, отчего ощущается нехватка мест в школе.
В текущем году мы завершаем работу над проектом по капитальному ремонту школы в Рыткучи, в Билибино завершается капитальный ремонт второго здания школы, и будем строить школу в Островном, в Провиденском районе начинается второй этап реконструкции школы. Планируется строительство многофункционального спортивного центра в Марково. Если сумеем привлечь федеральные средства, то будем строить такие же центры в Лаврентия и в Уэлене.
По проекту «Спортивные залы для сельских учреждений» партии «Единая Россия» будем строить спортзалы модульного типа в сёлах и районах с привлечением софинансирования федерального и муниципальных бюджетов.
Уэленская косторезная мастерская, как бренд Чукотки, выходит у нас на новый уровень развития, она получает собственный товарный знак, набирает в штат работников-косторезов, которые будут выполнять госзаказ. Мы также финансируем мастерскую на выкуп всей продукции и дальнейшей её передачи в музейный фонд у косторезов, которые производят авторские работы.
Заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Ирина Волкова отметила, что в текущем году были приняты меры по увеличению заработной платы в оленеводстве и морзверобойного промысла, в 2017 году предусмотрено увеличение заработной платы работникам государственной ветслужбы.
С 1 октября текущего года заработная плата в морзверобойном промысле увеличена на 30%. Если охотники нарастят объёмы добычи морзверя, то их зарплата ещё более возрастёт. Многое ведь ещё зависит и от конечного результата. Необходимо отметить, что в текущем году на поддержку сельского хозяйства (при сокращении финансирования госпрограмм, и в том числе и социальных), в частности, оленеводства, финансирование из окружного бюджета было увеличено на 200 млн. руб., при этом львиная доля средств пошла на оплату труда, и связано это было с выполнением показателей (премии).
Но те хозяйства, которые не дали результат, премию не получили, а те, кто вырастил оленей, сохранил стадо, пополнил его, дав мясо округу, они и были хорошо премированы. На 2017 год тоже запланированы средства на премирование оленеводов. Средства Департаментом выделяются на производство и получение конечного результата – продукции оленеводства.
Сегодня в округе действуют три высокотехнологичных убойных комплекса. Ведутся переговоры с инвесторами на строительство четвёртого комплекса в пос. Комсомольском Чаунского района. Предусматривает бюджет и пошив меходежды для оленеводов. Что касается получения льготных кредитов, то в течение двух лет они у нас не востребованы. Никто льготными кредитами из сельхозтоваропроизводителей округа так и не воспользовался. В 2017 году мероприятия в программе по льготному кредитованию не предусмотрены, так как Минсельхоз предусматривает иные мероприятия по предоставлению субсидий.
Если говорить о завозе комбикормов для подкормки оленей при чрезвычайных ситуациях в тундре, то мы от этого отказались, потому что они у нас большей частью пропадают из-за невостребованности, тогда как на их закупку и доставку тратятся значительные средства. Нам проще брать комбикорма для подкормки оленей на зверофермах в Чукотском районе, если случаются чрезвычайные ситуации. Ежегодно мы предусматриваем средства на завоз всех необходимых ветпрепаратов для оленеводства, поэтому у нас всех хозяйства полностью снабжены ими.
Правда, не всегда сами оленеводы и руководители сельхозхозяйств понимают необходимость проведения зооветмероприятий, отсюда, наверное, не везде показатели хорошие, а, стало быть, и премию они не получают. Мы продолжаем мероприятия на стимулирование по отстрелу волков на маршрутах оленеводческих бригад. То есть, оленеводы у нас не могут жаловаться на недостаток внимания и средств со стороны Департамента. А потери оленей – это финансовые потери самого предприятия.
Тут оленеводы должны спрашивать сами с себя за свои же убытки. У каждого предприятия есть большие резервы для улучшения своего финансово-экономического состояния, для решения своих социальных и иных проблем. Это всё надо учитывать при разработке Закона «Об оленеводстве». Надо самим менять своё отношение к своей же отрасли, к работе в ней, улучшая элементарную дисциплину труда.
Если говорить о производстве и обеспечении округа собственной овощной продукцией, то марковской и ваежской продукции достаточно только для обеспечения своего куста, но везти её в Анадырь нерентабельно по транспортным расходам. Анадырская торговая компания у производителей закупает всю эту продукцию. Опять-таки, вопрос упирается ещё и в хранение выращенной продукции. В сёлах нет специализированных овощехранилищ. В Ваегах, например, продукцию хранили в школьном подвале.
Заместитель начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Андрей Мингазов сказал, что если касаться промышленного сектора, будет осуществлено строительство мостов через реки участков дорог Омолон - Анадырь с подъездами до Билибино, Комсомольский, Эгвекинот. Сегодня политика государства направлена на то, чтобы в сферу ЖКХ привлекались частные инвестиции: на замену сетей, дизель-генераторов и т.д. Но понятно, что без участия государства в сфере ЖКХ нам просто не справиться, и в 2017 году предусмотрено ассигнование в сумме порядка 5 млрд. руб. на сферу ЖКХ.
В текущем году мы неплохо снабдили наши жилищно-коммунальные хозяйства коммунальной техникой, бульдозерами, сняты и многие другие проблемы, и работа в данном направлении нами ведётся, в частности, продолжается плановая замена дизель-генераторов, предусмотрены на это средства и на 2017 год.
Что касается программы расселения людей из ветхого жилья, то в текущем году мы сдаём дом в Уэлене, завершаем строительство двух жилых домов в Марково. Помимо этого, осуществляется финансовая поддержка муниципалитетов для выкупа жилых помещений для расселения людей из аварийного жилья. Помимо этого сформулирована концепция жилищного строительства в округе: коттеджного и многоквартирного жилья для расселения людей из ветхого и аварийного жилья.
Но мы будем выкупать только готовые помещения. Что касается индивидуального жилищного строительства, то пока спроса на него в округе нет, так как оно весьма затратное, большинство северян не могут себе это позволить. В Амгуэме столовая была открыта самостоятельно, за помощью в Департамент амгуэмцы не обращались, поэтому средств на поддержку столовой бюджет не предусматривает. Не предусматривается и изменение схемы движения воздушных судов на 2017 год в округе. Пока потребности воздушного сообщения по округу у нас закрыты.
С другой стороны, мы готовы рассмотреть вопрос авиарейсов по маршруту Магадан - Омолон – Магадан, однако пока с авиакомпаниями мы не нашли общего языка на выполнение этого рейса. Всё зависит только от авиакомпаний, которым будут выгодны такие рейсы. Мы готовы вести диалог с такими авиакомпаниями на равных и взаимовыгодных условиях, тем более что такой маршрут востребован.
По итогам публичных слушаний были приняты соответствующие рекомендации по проекту окружного бюджета на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годы.