14 августа 2018 г. состоялась XV сессия Думы Чукотского автономного округа.
В повестку дня сессии были внесены тринадцать вопросов. Так, с целью законодательного закрепления дополнительных гарантий, направленных на обеспечение гласности и открытости избирательного процесса при проведении выборов Губернатора, депутаты внесли изменения в Закон Чукотского автономного округа «О порядке проведения выборов Губернатора Чукотского автономного округа».
Тем самым предусмотрена возможность установления наблюдателей субъектами общественного контроля, а именно: Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Чукотского автономного округа в избирательные комиссии при проведении выборов Губернатора.
Принятие данного законопроекта обеспечит создание дополнительных гарантий для реализации избирательных прав граждан, создаст дополнительные условия открытости и гласности избирательного процесса, так как Общественные палаты не связаны с политическими партиями и осуществляют исключительно общественный контроль во время проведения избирательных кампаний. Принятые изменения будут уже применены при проведении предстоящих выборов Губернатора Чукотского автономного округа 9 сентября текущего года.
Внесены аналогичные изменения и в Закон Чукотского автономного округа «О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе», согласно которым предусмотрено назначение наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления субъектами общественного контроля.
Депутатами был принят закон, регулирующий отдельные вопросы, связанные с деятельностью старост сельских населённых пунктов при осуществлении местного самоуправления на территории Чукотского автономного округа. Установлены дополнительные полномочия и гарантии деятельности старост населённых пунктов региона при осуществлении местного самоуправления, а также основа организации его деятельности. Полномочия старосты устанавливаются уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Как было отмечено, по данному вопросу была проведена большая работа, он был согласован с главами муниципальных образований.
Депутаты внесли изменения в ряд статей Закона Чукотского автономного округа «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Чукотского автономного округа».
Заслушав выступление исполняющего обязанности прокурора Чукотского автономного округа Виктора Максименко, в целях усиления мер по борьбе с коррупцией, внесены изменения в Закон Чукотского автономного округа «О профилактике коррупции в Чукотском автономном округе», устанавливающие для лиц, замещающих государственные должности Чукотского автономного округа, обязанность по уведомлению обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Депутаты Думы Чукотского автономного округа вышли в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой по внесению изменений в статью 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Как пояснил Председатель Думы округа Александр Маслов, связано это с тем, что с 1 января 2017 года Налоговым кодексом РФ была введена заявительная возможность применения налоговых льгот в течение 10 лет по налогу на добычу полезных ископаемых налогоплательщиками – участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в Реестр участников региональных инвестиционных проектов при условии осуществления капитальных вложений не менее 50 млн. руб. в течение трёх лет или 500 млн. руб. в течение пяти лет.
Заявительный характер указанных льгот не позволяет при планировании бюджета округа определить объём выпадающих доходов и ставит под угрозу исполнение регионального бюджета, что напрямую отразится на выполнении региональных программ, строительства и иных обязательств. С целью решения данной проблемы предлагается исключить Чукотский автономный округ из состава субъектов Российской Федерации, на территории которых при реализации региональных инвестиционных проектов не требуется включение организаций в Реестр участников региональных инвестпроектов, что позволит перейти из заявительного характера при получении льготы на необходимость включения в Реестр соответствующих налогоплательщиков для включения налоговой льготы.
Нужно учитывать, что на территории округа создано несколько ТОРов, в рамках которых предоставлены особые режимы деятельности и предоставляются льготы по налогу на прибыль, на имущество, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, и т.д. Поэтому исключение нашего региона из состава субъектов, на территории которых при реализации региональных инвестпроектов не требуется включение организаций в Реестр участников региональных инвестпроектов, не повлияет на ухудшение инвестиционного климата в округе.
Как отметил Александр Маслов, подобная ситуация касается не только Чукотки, но и ряда других субъектов ДФО, где существует горнодобывающая отрасль, являющаяся основным локомотивом экономики регионов, и которые поддерживают законодательную инициативу Думы Чукотского автономного округа.
Также Дума Чукотского автономного округа вышла с законодательной инициативой по внесению в Государственную Думу РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как известно, на территории округа действуют два ТОРа – «Беринговский» и «Свободный порт Владивосток» с городским округом Певек. Идёт работа по созданию ТОРа «Баимский». Однако с их деятельностью возникла определённая коллизия, когда граждане, проживающие, в частности, на территории Анадырского района и городского округа Анадырь, в соответствии с действующим законодательством о ТОРах не могут взять в пользование «дальневосточный гектар».
В связи с этим Дума Чукотского автономного округа выходит с законодательной инициативой, которая в рамках федерального закона № 119-ФЗ позволит гражданам приобретать земельные участки по программе «Дальневосточный гектар», находящиеся возле близлежащих населённых пунктов, чтобы вести традиционный образ жизни, осуществлять рыболовство, охотпромысел, создавать тепличные хозяйства, вести деятельность в рамках малого и среднего предпринимательства. Тем более что на территории опережающего развития «Свободный порт Владивосток» городской округ Певек граждане имеют право на получение «дальневосточного гектара».
На XV сессии Думы Чукотского автономного округа были рассмотрены также и другие вопросы повестки дня. Все законопроекты были приняты в трёх чтениях.