Как рассказал мужчина, несколько дней назад к нему поступил звонок от неизвестного, который представился следователем из Москвы. Звонивший сообщил, что билибинец является потерпевшим по громкому уголовному делу и для участия в нём адвоката, необходимо внести регистрационный сбор в размере 5 тысяч рублей. Эту сумму потерпевший сразу же перевёл с помощью одной из платёжных систем в сети Интернет. Сразу же после этого поступил ещё один звонок, уже от якобы «адвоката». Он рассказал жителю Билибино, что кроме 5 тысяч надо срочно уплатить ещё 24 тысячи рублей, чтобы заплатить некоторые налоги и пошлины в суд. Взамен звонившие обещали билибинцу победу его дела в суде, исковые требования по которому составляли 5 миллионов рублей. Потерпевший не успел перевести оставшуюся часть суммы, начал звонить лжеадвокату и следователю, но те, на звонки так и не ответили. Интересным обстоятельством в этом деле стало и то, что никаким потерпевшим по громкому резонансному делу билибинец не являлся, а вот желание получить 5 миллионов рублей просто так, возобладало над разумом и бдительностью.
Между тем, подобные случаи регистрируются в органах внутренних дел округа практически еженедельно. Только с начала ноября на Чукотке отмечено три факта телефонных мошенничеств. Причём жертвами аферистов становятся все без исключения – бизнесмены и чиновники, пенсионеры и студенты.
Как правило, злоумышленники очень напористы и изворотливы, в каждую схему мошенничества они вносят свои коррективы, в зависимости от личности человека, с которым общаются по телефону. Но всё же можно выделить несколько «генеральных» схем, которыми пользуются телефонный аферисты.
Одна из них выглядит так: на сотовый телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и ему предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда владелец карты звонит по указанному телефону, ему сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для ее перерегистрации. Получив реквизиты пластиковой карты, злоумышленники переводят денежные средства на свой телефон, а затем снимают их со счета.
Ещё одной распространённой схемой является эта: её жертвами чаще всего становятся водители такси. Мошенники звонят на телефон фирмы такси и под различными предлогами получают номер мобильного телефона водителя такси. После этого осуществляют звонок таксисту, представляются высокопоставленными работниками администрации, полиции, прокуратуры, суда просят приобрести дорогостоящие спиртные напитки, продукты питания для проходящего банкета. В процессе исполнения заказа водителем такси мошенники просят положить денежные средства на номера мобильных телефонов, поясняя, что при встрече все затраты компенсируют. После перевода денежных средства на номера телефонов мошенники на связь не выходят.
В последнее время в Анадыре широкое распространение получил ещё один способ мошенничества. На одном из сайтов в социальных сетях размещаются объявления о сдаче помещения в аренду. После того как потенциальные клиенты созваниваются с «владельцем» (а по факту мошенником) данной собственности и обговаривают условия найма либо сдачи в аренду, «владелец» просит перевести ему задаток после которого он сообщит где можно будет забрать ключи от данного помещения. Потенциальный клиент переводит денежные средства, а приехав за ключами по указанному мошенником адресу, никого не встречает, после чего мобильный телефон «владельца» помещения отключается.
Уже стали классическими такие схемы мошенничества как эта: на стационарный либо мобильный телефон потенциальной «жертвы» поступает телефонный звонок. В ходе разговора злоумышленники представляются родственниками, друзьями или знакомыми потерпевших. Далее, так называемые родственниками сообщают потерпевшему о том, что они попали в ДТП, драку либо совершили любое другое преступление, административное правонарушение. Далее с потерпевшим вступает в разговор «представитель правоохранительных органов», который сообщает потерпевшему о том, что его «родственники» можно помочь, для этого необходимо перевести некоторую денежную сумму на номер счета который укажут злоумышленники.
Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, необходимо всегда быть бдительным в тех случаях, когда вас просят перевести некоторую сумму денег, либо сообщить конфиденциальную информацию. Помните нельзя сообщать реквизиты вашей карты и номера в СМС-сообщениях с паролями подтверждениями. Подавляющее большинство такого мошенничества осуществляется заключенными, отбывающими срок в исправительно-трудовых учреждениях. Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать данные вашей пластиковой карты. Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а ваша карта продолжает обслуживаться банком.
Также не стоит принимать сомнительные предложения о чрезвычайно выгодных сделках и покупках. Обязательно проверяйте полученную информацию, особенно если она вызывает подозрение. Всегда перезванивайте родственникам, чтобы удостовериться в их намерениях.
Если вы все же стали жертвой мошенников, обязательно обратитесь в органы внутренних дел.
Пресс-служба УМВД России по Чукотскому автономному округу