2 апреля 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ст.33 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст. 325 Трудового кодекса Российской Федерации».
Комментирует внесённые изменения Первый заместитель Председателя Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко:
Дело в том, что до 2004 года Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» были установлены нормы об оплате проезда в отпуск и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающим членам их семей.
Со вступлением в силу 122 Федерального закона, называемого в народе «о монетизации льгот» Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» стала прямой норма о финансовом обеспечении расходов на оплату проезда в отпуск и провоза багажа только для лиц, работающих или обучающихся в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также получающих пособия либо пенсии за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. Что касается граждан, работающих в организациях, финансируемых из региональных бюджетов, данным Законом полномочия по оплате проезда в отпуск и провоза багажа переданы на уровень субъектов РФ, а для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, эти гарантии и компенсации являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Гражданам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, компенсацию по оплате проезда в отпуск и провозу багажа должны осуществлять работодатели за счет средств данной организации.
Однако практика убедительно продемонстрировала нам, что в период монетизации льгот, которые передавались с федерального на региональный и местный уровни, органы государственной власти и местного самоуправления определили порядок оплаты проезда в отпуск граждан, тогда как предприятия и организации других форм собственности при составлении трудовых или коллективных договоров данную норму, как обязательную, не устанавливали.
Некоторые работодатели определили, что оплата проезда в отпуск должна предоставляться только работникам организации, но не членам их семей.
Что касается компенсации оплаты провоза багажа, то практически никто не устанавливал эту норму – до 30 кг. Все это право понимали по-разному. Большинство работо-дателей трактовали, что в 30 кг провоза багажа входит и норма, установленная авиакомпаниями.
Сейчас же внесённые в Трудовой кодекс изменения чётко и ясно всё прописывают.
Отныне статья 325 Трудового кодекса РФ обязывает абсолютно всех работодателей производить компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск самим работникам, неработающим членам их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически прожи-вающим с работником), независимо от времени использования отпуска.
Раньше многими работодателями трактовалось так, что оплата проезда членам семьи производится только тогда, когда в отпуск выезжает сам работник.
Но часто бывает так, что работнику нужно выехать в одно время, а членам его семьи – в другое. Например, дети заканчивают школу, поступают в ВУЗ, или выезжают на отдых, лечение и т.д. В результате работник вынужден был хотя бы на две недели брать отпуск, чтобы была произведена оплата дороги члену его семьи.
Сейчас же норма, заложенная в Трудовом кодексе, говорит о том, что право на оплату проезда имеют и члены семьи, которые могут выезжать в отпуск независимо от самого работника, главное, чтобы у работника было право на оплату проезда в отпуск.
Чётко отныне прописана и норма по оплате провоза багажа весом до 30 кг.
Так что всем работодателям это нужно учесть, чтобы не было потом никаких недоразумений. Закон принят и вступил в силу и нужно руководствоваться его нормами.
Тем более, что у нас наступает отпускная кампания.
Что касается регионального закона, то нам не потребуется вносить в него изменения, так как он полностью соответствует статье 325 Трудового кодекса РФ в новой редак-ции.
По аналогии с региональным законом были приняты в свое время нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в связи с чем им также нет необходимости что-либо менять.
А вот организациям, не относящимся к бюджетной сфере, необходимо коллективными договорами, либо локальными нормативными актами, трудовыми договорами установить размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа весом до 30 кг к месту использования отпуска и обратно работнику и неработающим членам его семьи в соответствии со статьей 325 Трудо-вого кодекса РФ. Это, в частности, касается сферы ЖКХ, малого и среднего бизнеса и другим организациям, где вопросы подобного рода возникали довольно часто.
Особо нужно коснуться проекта Федерального закона «О внесении изменений в ст. 4 и 35 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, рабо-тающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», принятого 12 марта 2014 года в первом чтении.
Вносимые изменения коснутся неработающих пенсионеров. И если он будет принят во втором и третьем чтениях, его правоотношения распространятся на период с 16 мая 2013 года. То есть, люди (неработающие пенсионеры) при его принятии смогут получить компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за весь этот период.
В настоящее время нет проблем с переездом работавших граждан, которым после увольнения с работы, переезд оплачивает работодатель. А вот такая категория, как неработающие пенсионеры, вообще выпала из действующего законодательства, что вызывало немало вопросов и нареканий. Попросту некому было оплачивать их переезд в центральные районы страны.
Мы выходили с законодательной инициативой по этому вопросу в Государственную Думу РФ, однако нас долго не слышали.
Но так как эту проблему необходимо было решать, у нас округе был принят закон, в соответствии с которым переезд неработающих пенсионеров оплачивался за счет средств окружного бюджета.
Теперь, к счастью, справедливость восторжествовала, потому что проблема эта касается многих северных регионов, а не только Чукотки.
Уже само Правительство РФ внесло законодательную инициативу в Государственную Думы России, которая, наконец, была рассмотрена положительно.
Так что неработающие пенсионеры тоже получат возможность возмещения расходов, связанных с их переездом в ЦРС, за счёт средств Пенсионного фонда РФ.
Однако нужно учесть, что пенсионеры действительно должны быть неработающими, то есть не состоять в трудовых отношениях, не оказывать услуги на возмездной основе по гражданско-правовым договорам, авторским договорам.
Пенсионеры, оказывающие те или иные возмездные иные услуги по гражданско-правовому договору, уже лишаются такой возможности.
Будем надеяться, что после принятия данного законопроекта, Правительство РФ своевременно своими нормативными актами установит размер, условия и порядок компенсации расходов за счет средств Пенсионного фонда РФ, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, лицам из числа неработающих пенсионеров.
А до вступления в силу федерального закона на территории Чукотки будет действовать наш региональный закон, в соответствии с которым неработающим пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства в ЦРС, будут компенсироваться расходы за счет средств окружного бюджета.